Всё больше диетологов и врачей призывают с осторожностью относиться к одному из самых известных «несахарных» подсластителей — фруктозе.
Именно это химическое вещество отвечает за сладкий вкус фруктов и ягод, содержится в овощах и до недавних пор в «порочащих связях» замечено не было.
Напротив, фруктоза одно время стала настоящей палочкой-выручалочкой для страдающих сахарным диабетом и худеющих: она в полтора раза слаще сахара, без выраженного привкуса, при этом не нуждается в инсулине для переработки организмом.
Парадоксально, но именно достоинства привели данное вещество во «вражеский» стан.
О том, как такое произошло и что теперь с этим делать, расскажет Swjournal.ru
1. Несекретное досье: фруктоза
Химики относят этого «преступника» к моносахаридам: это значит, что молекулу данного вещества (как и глюкозную) ферменты организма не разбирают на «запчасти», а сразу отправляют по назначению.
В отличие, например, от сахарозы (обычного сахара), она относится к дисахаридам. Её молекула состоит из двух моносахарозных элементов — глюкозы и той самой фруктозы. Поэтому, попадая к вам в организм с едой, сахар с помощью ферментной системы сразу распадается на части.
Организм человека так устроен, что для полноценной работы ему нужна именно глюкоза — это пища для клеток, без неё не может функционировать мозг. Да и двигаться без глюкозы не получится: для мышц нужно её производное — гликоген. Это олигосахарид, который запасает тело для физической активности.
Чтобы глюкоза заработала, нужен особый гормон, вырабатываемый поджелудочной железой, — инсулин. Он отвечает за множество функций, в том числе за ваш аппетит.
При низком уровне глюкозы инсулин повышается и вы хотите есть. В результате моносахарид в первую очередь идёт на клеточное питание, а в случае избытка претерпевает ряд превращений в печени и откладывается в жировое депо.
Фруктоза инсулину не интересна, но организм её усваивает, хотя и по-другому: всасываясь в кишечнике, она с помощью особого фермента, фруктокиназы, транспортируется в печень, где перерабатывается. Но в отличие от глюкозы, практически вся фруктоза идёт на пополнение жирового запаса. А в этого процессе превращения в кровь выбрасывается избыток триглицеридов (предшественников жиров) и мочевой кислоты.
И в этом состоит проблема: пока поступление фруктозы ограничивается естественными путями, такими как потребление фруктов и овощей, механизм работает на вам пользу. Но попадая к вам в избытке и из скрытых источников, фруктоза буквально “ломает” ваше тело.
2. Провокаторы и соучастники
Древний механизм запаса энергии путём превращения сахаров в жир оправдан физиологически. Отдалённые предки всегда существовали в условиях голода, поэтому возможность наесться впрок и отложить то, что не нужно организму прямо сейчас, позволяла поднять шансы на выживание в нелёгкие времена, когда пищи было мало.
Но сегодня большинству населения стран первого и второго мира недоедание не грозит. Зато представляет опасность его прямая противоположность — переедание. Причём переедают люди в основном из-за скрытых высококалорийных компонентов пищи, которые делают её вкуснее и привлекательнее визуально.
И чемпионом злоупотреблений стала именно фруктоза по очень простой причине: она слаще сахара, дешевле и технологичнее в пищевом производстве и используется в самой популярной еде, в том числе в газировках, гамбургерах и т. п. Неудивительно, что рынок фруктозных сиропов достиг 9 млрд долларов и будет расти ближайшие 5 лет по 2% в год.
При этом рацион многих, особенно подростков, до 30% наполнен добавленными сахарами — это в 25 раз больше, например, чем 300 лет назад.
На рынке большое количество ненатуральной и неестественной фруктозы — она содержится в так называемом кукурузном сиропе. Производители добавляют его даже в те продукты, в которых исходно фруктозы быть не должно: в молочную продукцию, йогурты, творожки, колбасные изделия, консервы и т. д. Вы пьёте очень много соков, фактически являющихся “фруктозной бомбой”. То есть основная проблема сегодня — фруктоза перестала быть натуральной и сезонной как когда-то.
Фруктозной «перегрузке» способствует и то, что много лет она используется в качестве заменителя сахара в так называемых здоровых продуктах. Изначально они были предназначены для диабетиков (усвоение данного моносахарида не связано с инсулином), но благодаря этому для многих фруктозосодержащая пища стала ассоциироваться с ЗОЖ.
3. Есть нельзя запретить
К сожалению, к ЗОЖ продукты с избытком фруктозы не относятся: при её избыточном потреблении или при непереносимости в первую очередь страдают кишечник, тонкий кишечник и печень. При этом характер повреждений может разниться.
Непереносимость фруктозы (врождённая или приобретённая мальабсорбция) выражается в тяжёлых и длительных желудочно-кишечных расстройствах (метеоризме, диарее и т. д.) даже при случайном употреблении.
А у изначально здоровых людей чрезмерное её потребление приводит к подагре, болезням почек, неалкогольному жировому перерождению печени, а в некоторых случаях становится одним из факторов развития онкологических заболеваний.
Интересно, что ряд исследователей отмечает, что, помимо гепатотоксического эффекта, фруктоза в больших количествах способна стимулировать гипоталамическую активность, вызывая влечение к ней, подобное алкогольной зависимости.
4. Что же делать?
Отказаться полностью от фруктозы? Нет, это слишком! При разумном употреблении моносахарид не только безвреден, но и полезен. Однако нащупать зыбкую границу между вредом и пользой сложно. Есть три взаимосвязанных способа избежать фруктозной зависимости и сделать жизнь более здоровее.
Откажитесь от фруктовых соков!
Основные источники фруктозы — фрукты и мёд, но когда вы съедаете целый фрукт, то потребляете большое количество пищевой клетчатки, которая помогает усвоить моносахарид без вреда.
Сок, свежевыжатый или пакетированный, — «углеводный взрыв», который из-за высокого содержания фруктозы и сахарозы (они усиливают друг друга) резко повышает уровни сахара и инсулина в крови, что ведёт к негативным последствиям.
Не нужно ждать - https://swjournal.ru/news/fruktosa/
Свежие комментарии